7 дней на путешествие из Петербурга в Москву: от Ладоги до Волги
Упустить два крупнейших в Европе озера — Онежское и Ладожское, которое не отличить от моря. Легендарную деревянную церковь в Кижах с ее 23 серебрящимися на солнце главами. Родину русского стиля Ярославль и окруженную водой Калязинскую колокольню. Историк Никита Брусиловский рассказывает об удивительных местах «Императорского круиза» из Петербурга в Москву.
Путь «Императорского круиза», который отправляется из Санкт-Петербурга в Москву, впечатляет с первых часов. Сначала — крепость Орешек — древний форпост на Ореховом острове в истоке Невы. Ее основали новгородцы в 1323 году, весь XVII век она была под властью Швеции, в XIX столетии стала тюрьмой, в XX — пострадала от военных бомбежек. Сегодня это филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
А за крепостью раскинулась великая Ладога — простор, который можно ожидать от какого-нибудь путешествия по Средиземному морю. Я видел, как некоторые гости были в хорошем смысле слова шокированы этим зрелищем. Это действительно очень и очень потрясает, но в то же время знакомит с такой глубиной страны, до которой не каждый и доплывает.
Photo by Michail Dementiev on Unsplash
Из Ладоги мы попадаем в реку Свирь, где все еще существует знаменитый поселок Свирьстрой, который появился в 1927 году во время строительства ГЭС. Кстати, будете гулять по Петроградке — сходите к жилому Дому работников «Свирьстроя» — великолепному памятнику конструктивизма.
На берегу Свири расположилась и деревня Мандроги. Она была разрушена во время войны, но восстановлена необычным способом: туда перевезли подлинные деревянные дома из деревень и сел соседних областей.
Кстати, о деревянном зодчестве. Это один из двух стилей, рожденных в России и распространившихся за ее пределы — в Скандинавию. Речь не о кирхах, конечно, а о деревянных церквях и особенно домах. Деревянных построек делали очень и очень много, понимая, что время от времени что-то нужно будет менять, перестраивать, заменять подгнивающие венцы. В XVII веке распространяется каменное строительство. На Севере его продвижение идет медленнее, но в XVIII веке и здесь о деревянном зодчестве потихоньку начинают забывать, оно становится куда более редким, превращается в диковинку. В допетровскую эпоху любой здоровый мужчина в русской деревне умел управляться с топором и построить хотя бы сруб. А на основе сруба уже можно было создать хоть избу, хоть хоромы, хоть часовню, хоть церковь. В круизе я много рассказываю о том, как и почему русское деревянное зодчество стало уникальным, как отличить избу, клеть, хоромы и другие разновидности. Показываю, как из этого конструктора можно строить разнообразные варианты, которые зачастую даже не будут пересекаться.
Фото: https://www.flickr.com/photos/sergeigussev/
Несмотря на все разнообразие построек, когда мы говорим «деревянное зодчество», представляем в первую очередь Кижи. Пройдя по Свири до конца, мы выходим в Онежское озеро. Девять часов пути по прекрасной Онеге с юга на север — и на горизонте появляются очертания Храма Преображения Господня и его главок, покрытых лепестками осинового лемеха. Церковь была построена в начале XVIII века на месте одноименной шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году. Иногда люди задают вопрос, кому вообще пришла в голову идея возводить такие сложные строения в таких суровых условиях. Кажется, что жители севера заняты выживанием и подготовкой к долгим зимам, им не до архитектурных шедевров. Но люди жили здесь достаточно давно, для тех же вепсов — малочисленного народа финно-угорской языковой группы — это родные края. Люди жили здесь — и строили для себя храмы и целые комплексы. Для нас сейчас это смотрится туристической диковинкой, но для жителей XVII-XVIII веков это обычная часть повседневной жизни, они бы даже не поняли, почему сегодня мы так ценим это и сохраняем.
А вот другой великий памятник архитектуры, Ферапонтов Белозерский монастырь, основал выходец из боярского рода, который постригся в монахи в московском Симонове монастыре. В XIV-XV веках молодые люди из дворянских и боярских семей, которые могли бы построить хорошую карьеру, массово пошли в монахи — о том, почему они выбирали религиозный путь, я расскажу на лекции в круизе. Монастырь находится недалеко от деревни Горицы на реке Шексна, мы к нему съездим. Это уже Вологодчина: из Онежского озера по Беломорско-Балтийскому каналу — в Белое озеро, оттуда — в реку Шексну, и вот вы в Горицах. Ферапонтов монастырь — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, где сохранились фрески великого Дионисия, одного из светил древнерусской живописи и стенописи.
Экспортировали свой труд и строители из Ярославля. Ярославль — это же родина русского стиля, того, что мы называем русским узорочьем. Так любимые нами архитектурные рюшечки, кокошники, ширинки и прочие украшения родились вовсе не в Москве, а в Ярославле. Как и русский театр, кстати. В круизе мы об этом подробнее поговорим. Когда-то Ярославль был очень значительным торговым городом, здесь и сейчас есть свой порт, и в пути мы часто встречаем достаточно крупные баржи и другие хозяйственные суда. Конечно, у города уже не такое торговое значение, как во времена Российской Империи, но до ноля оно тоже не упало.
Значительным городом когда-то был и Углич, который мы тоже проходим в круизе — и его, и знаменитую затопленную колокольню в Калязине. Углич вообще легендарное место: это начало Смутного времени, это убийство царевича Дмитрия, это связанные с этими событиями места, ради которых люди продолжают сюда ехать. А еще за легендарным местным сыром, за льном замечательного производства и неплохими наручными и нагрудными часами, которые до сих пор делают в ряде местных мастерских. Такое вот сочетание огромной истории и локального производства.
Я не сказал еще о городах, в которых мы не будем останавливаться, но которые увидим с воды: Рыбинск, Тутаев. Рыбинск в свое время были едва ли не главной хлебной столицей Российской Империи. Даже когда появилась железная дорога, даже когда железнодорожная сеть во второй половине XIX века в общем и целом сформировалась, все равно значение рек никогда не падало.
Больше об истории городов и деревень Русского Севера Никита Брусиловский расскажет на своих лекциях во время «Императорского круиза» из Санкт-Петербурга в Москву, который пройдет с 23 по 29 августа.
Выбрать премиальные круизы Volga Dream можно посмотрев расписание круизов по Волге на нашем сайте.
Беседовала Юля Лещенко