Кокошники, кафтаны, жемчуга. История грандиозного «Бала 1903 года» в Зимнем
Торжество было задумано к 290-й годовщине нахождения Романовых на троне, и Николай II велел придворным явиться на него в костюмах в стиле XVII века — времени царствования Алексея Михайловича. Идея принадлежит императрице Александре Федоровне. Однажды во время завтрака, на который был приглашен художник Павел Жуковский, сын поэта Василия Жуковского, завязался спор о петровских преобразованиях по части внешнего вида жителей России. Павел Жуковский затосковал по бородам и традиционным русским костюмам, а барон Владимир Фредерикс стал защищать идеи Петра, фраки и придворные мундиры. В качестве компромисса Александра Федорова предложила полюбоваться красотой национальных костюмов во дворце на балу.
Сотня приглашенных на бал ответили отказом, что неудивительно. Директор Эрмитажа Иван Всеволожский писал в своем дневнике, что публика была напугана дороговизной предприятия: шелк, расшитое золотом и серебром сукно, меха стоили колоссальных денег. Но почти четыреста человек от приглашения не отказались — и наверняка не пожалели.
Петров В. https://russiainphoto.ru/search/archive/13574/?index=10
Чтобы костюмы для маскарада точно копировали оригиналы полуторавековой давности, гости обращались к лучшим модельерам и ювелирам. Над эскизами работал художник, потомственный дворянин Черниговской губернии Сергей Соломко. С конца XIX века он иллюстрировал художественные журналы («Нива», «Мир искусства») и произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова и Гоголя для издательства Суворина, зарисовывал театральные постановки, готовил афиши, создавал серии открыток по мотивам русской старины. И к 1903 году уже был невероятно популярен.
Праздник проходил в два этапа. 11 февраля состоялся так называемый Вечер — собравшиеся в Романовской галерее Эрмитажа гости попарно приветствовали членов императорский семьи в «русском поклоне», а затем отправились на концерт в Эрмитажном театре — со сценами из оперы «Борис Годунов», балетов «Баядерка» и «Лебединое озеро». Пели Федор Шаляпин и Медея Фигнер, танцевала великолепная Анна Павлова.
13 февраля состоялась основная часть торжества — костюмированный бал. Николай II нарядился царем Алексеем Федоровичем, императрица Александра Федоровна предстала в образе царицы Марии Ильиничны — первой жены Алексея Михайловича. Придворные дамы нарядились в богато расшитые сарафаны и кокошники, мужчины — в костюмы стрельцов и сокольничих. Ужин прошел в сопровождении Архангельского хора. Привычные на балу вальс, кадриль и мазурка начались только после специально приготовленных к Вечеру танцев: «русского», хоровода и плясовой. «Русский танец» стал кульминацией вечера. Его ставил знаменитый в то время танцмейстер Аистов, среди солисток были великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова.
Александра Федоровна пригласила лучших фотографов Санкт-Петербурга, которые сделали портреты и групповые фото гостей. Через год после бала был выпущен памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце». Во многом благодаря этим фотографиям мы в подробностях знаем о том, как выглядели костюмы участников маскарада, ведь из нескольких сотен сохранились только 13. Все кроме двух хранятся в Эрмитаже.
Боассон и Эггер. http://community.livejournal.com/costumology/18475.html
Л.С.Левицкий. http://community.livejournal.com/costumology/18475.html
Д.Асикритов. http://community.livejournal.com/costumology/18475.html
Подробно о том, кто и как создавал костюмы для самого грандиозного бала эпохи Романовых, расскажет Анатоль Вовк — историк моды, искусствовед, автор YouTube канала с десятками миллионом просмотров. Специально для гостей круиза Volga Dream из Санкт-Петербурга в Москву с 22 по 28 июня ведущий подготовил цикл лекций: о громких делах, связанных с королевскими драгоценностями, о золотом веке CARTIER и истории Van Cleef & Arpels, о том, как связаны мода, искусство и экономика.
Фридрих Людвиг Шрадер