Михаил Кожухов: в белые ночи идти на Север нужно по воде
Два года назад мы отмечали день рождения Клуба на теплоходе Volga Dream, и этот круиз превзошел все ожидания даже опытного путешественника Михаила Кожухова, который вспоминает свои впечатления о путешествии между Москвой и Петербургом по воде.
Путешествие по реке — удовольствие особое. В нем главный не вы, а река. Передвижение по реке определяет особую форму восприятия реальности — «через реку»: через очертания берегов, навигационные знаки, направление ветра. Когда судно отдает швартовы, прошлое и будущее остается на пристани. Мы начинаем мыслить и воспринимать движение в тех параметрах, которые задают вращение винтов двигателя, течение воды, острова и берега. Теперь не часы, а река отсчитывает время и задает ритм жизни. В данном случае — ритм неспешный, невольно настраивающий на созерцательный лад. Реке в этом помогает корабельное расписание. Теперь не вы, не ваши неотложные заботы или деловые встречи определяют распорядок дня, а судовой кок распоряжается временем, деля его на равные промежутки. И вы, удивительное дело, радостно впадаете в эту новую для себя зависимость, с нетерпением поглядывая на часы: «Так, скоро у нас там обед?».
Река же и пространство палубы определяют теперь размеры доступного вам мира, ограничивая его горизонты несколькими километрами суши вдоль берегов. Там много интересного, непривычного городскому человеку, а ежеминутно меняющаяся картинка занимательна сама по себе. Но река удивительным образом обращает ваш взор от всего этого внешнего — к вам; это, возможно, один из лучших способов самопознания. Самое время провести некую внутреннюю «настройку инструмента» — подумать о чем-то, на что никак не хватало времени и желания.
От Москвы до Питера 700 километров, и все хотят это расстояние быстрее преодолеть. Ночь в поезде — долго, лучше самолет, в крайнем случае «Сапсан». Быстрее, быстрее, спешат приехать на пару дней, увидеть белые ночи. Север спешку не любит, Север таким ничего не покажет, на Север надо идти неспешно, вдумчиво, уважительно — по воде. И по какой воде! Шесть рек, каналы, водохранилища, три озера: Белое, Онега, Ладога, которую от моря не отличишь. И каждый день длиннее предыдущего, будто чем дальше забираешься — тем больше тебе показывают, не прячут в темноте.
Идете по Волге в Углич, а рядом из воды поднимается затопленная Калязинская колокольня. Обычно на нее смотрят с берега, а сейчас вы с ней в одной стихии. Волга — река широкая, берега в деталях не видно. И вдруг берега пропадают совсем — вы оказываетесь в Рыбинском водохранилище, акватории целых трех рек — Волги, Шексны и Мологи. Рядом тысячелетний Ярославль, звенят колокола Спасо-Преображенского монастыря, где нашли рукопись «Слова о полку Игореве», с которого началась вся русская литература.
Севернее Рыбинского водохранилища уже начинается река Шексна, она приводит в Горицы. Горицы — это прежде всего Ферапонтов монастырь, где Дионисий писал свои фрески. Они сохранились еще с XVI века. Ландшафт вокруг тоже мало изменился за это время. От Гориц привычная нам природа средней полосы уже начинает меняться на северную, красоту которой ни с чем не спутать, как и особые сладковатые запахи, не смешанные ни с какими индустриальными примесями.
За Горицами — Белое озеро, Волго-Балтийский канал, и вдруг — великая Онега, одно из двух самых больших озер в Европе. Девять часов пути по воде с юга на север, а на севере — Кижи и уже Карелия, по широте остров намного севернее Петербурга. Это едва ли не главное российское чудо. И вы, если и не бывали здесь прежде, наверняка видели фотографии церковных маковок, крытых на северный манер серебристым осиновым лемехом. После почти 30 лет реставрации Кижи наконец-то восстановили, подлатали, помыли-почистили, и на остров — настоящее сокровище русской архитектуры, стало любо-дорого смотреть. А какие там закаты в белые ночи. Солнце вроде клонится к горизонту, но не заходит час, другой, третий. Темнеет только заполночь, вы попадете в мистерию, которая длится всего несколько недель в году. Цвет неба меняется с желтого на оранжевый, персиковый, розовый, красный, малиновый, синий, фиолетовый. Иногда все это одновременно. И это небо отражается в воде — иногда границу между ними не различить, вы будто парите на корабле посреди всего этого пространства. Северный закат в белые ночи — закат, умноженный на два.
После Онеги вы идете по Свири, с палубы прекрасно видны живописные деревеньки по берегам, изгибы реки. Она гораздо уже, чем Волга, поэтому можно все рассмотреть в деталях. И действительно интересно сидеть и разглядывать все эти детали, дымок, который поднимается из труб в домах.
По Свири вы прибываете в деревню Мандроги, название которой известно всем петербуржцам и почти неизвестно москвичам. Если совсем коротко, это уютный деревянный поселок в лесу, населенный талантливыми мастеровыми людьми. Они на ваших глазах куют, ткут, шьют, выдувают стекло, играют на гуслях, напевают давно забытые песни и, невиданное дело, гальваническим способом покрывают серебром коробочки физалиса, линии прошлогоднего листа. Впрочем, здесь предусмотрены места и для суровых «прозаиков» — небольшой музей водки, например. Так что выбрать и безделушку на память, и занятие себе на час-другой в Мандрогах есть из чего. И обратно на теплоход, который берет курс на Ладогу…»
Дмитрий Есаков, владелец Volga Dream
Обычно в июле мы проходим Ладогу в темноте, в июне же мы идем по ней при свете дня — и это возможность увидеть то, что недоступно в другое время года. Вы действительно наблюдаете ее, необъятную, где берега не различить и на сто километров вокруг никого. И все это на премиальном теплоходе. Не так часто, как хотелось бы, но иногда мне удается оказаться на наших круизах — и я стараюсь, чтобы это совпало именно с периодом белых ночей. Это самое необыкновенное время для такого плавания и для того, чтобы увидеть максимум всего, что есть на этом маршруте.
Прибытие в Питер — одна из кульминационных точек круиза. Путь лежит мимо крепости Орешек — древнего форпоста на Ореховом острове в истоке Невы. В 1323 году ее основали новгородцы, весь XVII века она принадлежала Швеции, в XIX веке была тюрьмой, в XX столетии пострадала от бомбежек во время войны. Сегодня это филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Такой получается маршрут — настоящее путешествие, яркое, многообразное. У теплохода Volga Dream оно называется «императорским круизом», хотя, конечно, никакого отношения к дореволюционным временам он не имеет и стал возможен только в советские годы, с появлением каналов и водохранилищ.
Вот теперь уже можно насладиться белыми ночами и в Питере, остановиться в отеле. Volga Dream рекомендуют «Гранд Отель Европа», для желающих организуют экскурсионные туры по городу. Но это уже совсем другая — сухопутная — история.